Нелли (ottikubo) wrote,
Нелли
ottikubo

История с географией

Нашего учителя  географии звали Иваном Элефтеровичем. Это был маленький лысоватый полноватый человечек, небрежно одетый и неотчетливо выбритый. Понятно, что он был грек. Но все, не заморачиваясь, звали его тер-тер. Что означало насмешку над армянином, происходившим из священнической семьи. Не мы, разумеется это выдумали. И уж точно не мы возражали против бессмысленного прозвища. Тер-тер, как и все на свете учителя географии, требовал, чтобы мы приносили на уроки контурные карты, но, будучи снисходительнее других, редко заставлял нас что-нибудь в них рисовать. Урок происходил таким образом: кого-нибудь одного или двух вызывали к доске, и он отвечал заданный материл, тыча более или менее успешно указкой в потрепанную карту на стене. Потом учитель велел открыть учебник на следующем параграфе и учить его на отметку. Поскольку другим заняться было особенно нечем, большинство, так и учило. За 10 минут до звонка, Тер-тер вызывал желающих к доске и они очень сносно - только что прочли - рассказывали заданную главу. И получали хорошие отметки. Система была великолепна! Учитель на каждом уроке имел с полчаса свободного времени. Ученики от скуки и желая избавиться от домашнего задания, если не выучивали назубок, то хотя бы ознакамливались с темой. А потом еще слушали ответы тех, кто прочел параграф до самого конца и понял написанное. Я думаю, что в географии наши двоечники были осведомлены лучше, чем во  всех остальных предметах.
Мучимый укорами совести, а может и по условиям программы, Тер-тер брал нас иногда на экскурсии и мы ездили на Джвари, осматривали слияния рек, любовались Светис-Цховели и определяли север по наличию мха и расположению годовых колец на пнях. Все, не исключая и учителя, очень любили эти экскурсии. Но организовывать их было хлопотно, и они доставались нам как приз за хорошее поведение не чаще чем два раза в год - весной и осенью.
Однажды на первом году изучения географии Тер-тер снизошел до того, что сам объяснил нам урок. Тема касалась геологических слоев, из которых сложены материки. Учитель объяснил, что под действием гравитации, тяжелые породы опускаются глубже, а более легкие расположены на поверхности. Для доказательства этой максимы он велел каждому налить воды в пол-литровую стеклянную банку, насыпать туда камней, глины и песка и дать всему этому отстояться.
В результате, через стекло мы должны были увидеть, что белые камни заняли место на дне, следующим четким слоем была бы черная глина, сверху желтый песок, а над ним чистая вода. Банки следовало принести и сдать учителю и по ним получить окончательную годовую оценку.
Отчего-то я приняла это задание необычайно близко к сердцу. В те времена родители не заморачивались помощью детям в освоении школьных знаний. Мне выдали стеклянную банку и велели сделать все остальное. Ареалом моих поисков был наш двор. Разумеется, не позволялось выходить за его пределы, да мне это и в голову бы не пришло! Двор был не маленький и захламленный. Но ни гранита, ни кварца в нем почему-то не оказалось. После долгих мучительных поисков, в районе сорного ящика - самом запретном районе двора - я нашла пригоршню кирпичных осколков. И совок грязи, который мог условно сойти за глину. Немножко песка мне дала, сжалясь, соседка, у которой была кошка. В особенно плохую погоду она не выпускала кошку во двор и песок должен был служить в гигиенических целях.
Трепеща, я положила кусочки кирпича на дно, сверху осторожно пристроила мерзкую полужидкую грязь, засыпала все это слоем песка - выглядело довольно неплохо - и налила воду. Как я ни старалась лить воду по каплям, струйка  взбаламутила всю мою геологию и передо мной оказалась банка неразличимой бурой грязи. Я угомонила свое отчаянье надеждой на силы тяготения и время. Однако и назавтра, и через пару дней, положение нисколько не улучшилось. Я мошенническим путем пыталась уложить вниз хотя-бы кирпичи и это мне удалось, но надо было отнести все это в школу. А по дороге мерзость взболталась окончательно, какие усилия я ни прилагала, чтобы идти плавно и не встряхивать банку. Я поставила банку, на которой была наклейка с моей фамилией, на учительский стол в ряд таких же и почти без надежды села за парту ожидать приговора.
К моему удивлению, учитель не стал оценивать наше задание, но отнесся к нему серьезно, потому что попросил после урока помочь ему переправить все наши работы в учительскую.
Тем дело и кончилось.
И только став взрослой, я поняла, что лучшие порывы моей любознательной души были принесены в жертву домашнему консервированию. Тер-тер собрал к сезону 120 банок из трех параллельных классов, и его жена смогла накрутить консервов на немалую семью на весь год вперед
Tags: Образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments