Нелли (ottikubo) wrote,
Нелли
ottikubo

Египетские ночи

Моему старшему, самому любимому племяннику, было тогда два года. Он ещё плоховато говорил, но был большим ценителем детских книжек и по многу раз слушал любимые стихи и сказки. Однажды я предложила ему, чтобы для разнообразия, не я ему, а он мне рассказал Красную шапочку. Малыш с упоением согласился. У него разгорелись щечки, заблестели глаза, вдохновение овладело им. Он начал:
"Жила-была девочка"... Помолчал...
"Она была Шапочка!"
Мысли, образы, чувства, сюжетные перипетии роились в кудрявой головке и не находили подходящих слов из числа тех тридцати, которыми он уверенно владел. Смятение его стало невыносимым. Он обхватил голову пухлыми ручками и сипло проговорил:"О-о, не могу сказать!"

Тоже самое происходит со мной. Я посмотрела вчера спектакль Фоменковской студии "Египетские ночи" и восторг переполняет меня, а изъяснить его я не умею. Потому не будьте строги.
Спектакль как раз о словах. Тех самых, которых мне не хватает. О том, как важны, прекрасны, волнующи и ненадёжны слова.
Начинается действие в гостинной на даче графини N**. Три дамы в кринолинах и четверо мужчин во фраках и мундирах. Все читают стихи Пушкина. Все опьянены поэзией. Имя Пушкина витает во всех уголках сцены. И тут же Чарский - альтер-эго Пушкина. Действие катится без особого интереса до того момента, как появляется импровизатор. После этого на сцене происходит чудо. Летучая, стремительная пластика  гениального итальянца в романтическом черном плаще и широкополой шляпе меняет мир: прохладные аристократы, как в омут бросаются разыгрывать пьесу, сочиняемую у нас на глазах Импровизатором.
Театр в театре. И отраженный в зеркалах, глядящих друг в друга, уходит в разные уровни игры. Актер играет персонажа, который играет пьесу импровизатора, который выдумывает для них помимо сюжета, еще и дополнительные структуры отношений и так вглубь, вглубь, так что уже неизвестно, кто произнес реплику - какого уровня герой. Для спектакля они использовали шторы, драпировки, вазы, безделушки, украшающие гостинную. И античный плащ - восхитительное изобретения оформителя - украшенный масками и фаллическими символами. Впрочем, это никакие не символы, а самые натуральные, многочисленные подвижные бронзовые фаллосы, которые ужасно смущают не Клеопатру, надевшую плащ - символ ее всевластного могущества, а графиню Вревскую, котрорая скинув платье и распустив безупречную прическу, самозабвенно изображает Клеопатру, отдающуюся трем любовникам, согласным за это пожертвовать своей жизнью. Действие стремительно и неостановимо, как водопад. Актеры заигрались, как дети. И были счастливы собой и друг другом. Они, конечно, импровизировали интонацией, жестом, может быть даже  текстом и зажигали друг друга и зрителей восторгом неожиданности.
Сколько смеха, ликования, удивления, узнавания!
Сколько воли, свободы, раскованности.  Как все условно и достоверно - слова прекрасны, и лживы. Вот пылко описывают Импровизатора с черными кудрями - хоть он тут же на сцене с каштановыми волосами. Вот Критон, который никак не может, по его словам, достаточно упиться страстью, но зритель с восторгом видит, что на самом деле он, как и играющий его петербургский франт - заучившийся зануда и начетчик.
Артисты наигрались и набегались вволю и теперь должны вернуться к первой сцене. Ах, они устали и взбудоражены - иные надевают свои сложные юбки на каркасах, другие просто накидывают их. Кто-то ограничился фраком и забыл, или поленился натянуть брюки - не имеет значения!
Зритель переполнен театральным чудом. Финита ла комедиа!

Я так аплодировала, что отбила ладони. Они горели, когда выходила из театра и на лицах других выходящих зрителей видела то же ощущения счастья, которое все еще не покинуло меня
Tags: Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments