Нелли (ottikubo) wrote,
Нелли
ottikubo

Чувство и предубеждение

Марк славный мальчик с трудным характером. В современном мире этот трудный характер получил название "краешек аутического спектра". Сам спектр включает множество несчастий. На одном его краю дети (а потом и взрослые), глядящие пустыми глазами вникуда, почти не разговаривающие и заполняющие день раскачиванием в одном и том же годами не меняющемся направлении.
     А на другом конце живые и смышленные ребятишки, упрямые и непредсказуемые, которые в двадцатом веке сами бы управились со своими проблемами. Раньше из них вырастали странные бестактные люди. Иногда даже начальники. Они женились. Заводили детей... Каждый может вспомнить такого знакомого - не сочувствующего другим, не умеющего распознавать настроение оуружающих и подстраиваться под него. Мы считали их дураками.
Точно, как у Маршака.


                      Что ни делает дурак,
                      Все он делает не так.
                      И не вовремя он рад,
                      И печален невпопад



  А теперь в специальном детском саду по сложным методикам им изо дня в день по многу часов объясняют : "Гриша плачет. Ему больно. Нам его жалко. Дадим ему мячик - он обрадуется. Помнишь? Вчера ты упал и плакал. Ведь я тебя пожалела, помнишь? А сейчас ты его пожалей!"
     Смешно слышать, как пятилетний дома рассуждает о чувствах. Не всегда говорит то, что хотелось бы, но его уже серьезно занимает, что чувствуют другие. Он уже понял, что они чувствуют. И что сам он чувствует. Иногда сердится  - тогда капризничает, топает ногой и не слушается. Иногда радуется. Тогда смеется и балуется. Любит маму. Ждет подарков от бабушки. Дерется с сестрой. Покровительствует кошке.
    Воспитательница звонит маме и рассказывает, что Дани и Алекс построили из лего высокую башню. Все их хвалили. Они строили все выше... Тут Марк не выдержал. Подошел и разметал всю постройку. Мама огорчается. - Да что ты? - говорит воспитательница, - это же чудесно! Это поведение нормального ребенка. Он чувствует зависть и досаду. Это отлично! Полгода назад он бы внимания не обратил на то, что они делают. И уж совсем был бы безразличен к тому, что о них говорят другие...


Теперь задумываюсь я. Значит все, чего я добивалась от своего сына - это заставить его действовать вопреки человеческой природе. Не отбирать чужих игрушек, но без возражений отдавать свои. Не завидовать чужому успеху, а радоваться вместе с победителем. Помогать слабому. Не заискивать перед сильным. Не жадничать. Не брать последнюю конфету. Уважительно относиться к взрослым. Ответственность. Долг. Обязанности. Худший грех - эгоизм.
И все это  маленькому худенькому очкастому первокласснику, которому еще не исполнилось и шести лет!

     Мой сын вырос прекрасным ответственным и добрым человеком. Но клянусь вам - не благодаря моему воспитанию! Я своими христианскими добродетелями донельзя осложнила его детство. Теперь мне очевидно, что он вырос бы таким же и если бы я всегда была им довольна. С какой стати мне вздумалось из худенького слабого меланхоличного еврейского мальчика растить Франциска Ассизского?? Почему душевный комфорт его товарищей был мне важнее чем его собственный?
Видит Бог - я раскаиваюсь.
Tags: Образование, Эссе, книга Марка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments