Нелли (ottikubo) wrote,
Нелли
ottikubo

Записки провинциала

У меня две подруги - специалисты в теории музыки. Настоящие, с дипломами. И еще один товарищ знаток музыки, но без удостоверения. Они сами про себя знают. Так вот, я надеюсь, они этого читать не будут. И даже прошу. Потому что не смогу писать откровенно и по-простому, зная, что это попадется им на глаза.

А для остальных расскажу, как ходила в Большой на Богему, сами понимаете, Пуччини. Оперу давали на Новой сцене, но мне хватило. Настоящий маленький оперный театрик с хрустальными люстрами, отраженными в зеркалах, лепниной и позолотой, меандрами на карнизах, бархатом удобных кресел, пилястрами и пилонами,  и оркестровой ямой, отвечающей всем запросам моих детских воспоминаний. Арфа и арфистка - обе прекрасные, как на картинке. Флейта пиккола самая крошечная из всех, с какими я встречалась. Восхитительный гомон настраиваемых инструментов и плафон -ах! Потрясающий плафон работы Бакста. Не хуже того Шагалла в Гранд Опера!
Ну ладно! Не будьте занудами! Это здание действительно построили через много лет после смерти Бакста. Однако плафон - по эскизам Бакста. Если уж на то пошло, то под редакцией Зураба Церетели. И что? Восхитительный плафон!

Я глазела, как и подобает провинциалу, оказавшемуся в величественной и роскошной столице.

Увертюры Богеме не полагается. Занавес раздвинулся и французские художник, поэт, философ и музыкант, ютящиеся в холодной мансарде, спели по итальянски, как они голодны и замерзли, но веселы и увлечены своими искусствами. Потом судьба одарила их деньгами и трое ушли кутить, пока четвертый затеял стремительный роман с цветочницей-сопрано. Все пели свое хорошо, но оркестр играл еще лучше, и поэтому певцов почти не было слышно. Однако на экранах по сторонам сцены и над ней светился текст, да еще и в переводе на русский, так что зал ничего особенного не упустил. Болезненная крошка-цветочница, которая оказалась пышущей здоровьем корпулентной молодой дамой, немедленно страстно влюбилась в нищего поэта и пожелала вместе с ним следовать за его друзьями на рождественский бал-маскарад.

Следующая картина поразила мое воображение. Кажется, на сцене был весь Париж: аристократы, студенты, кокотки, трубочисты, коммерсанты, солдаты, дети, торговцы, официанты, дворники, садовники, полицейские и даже большой белый живой пудель, толпились на сцене. Пудель вызвал напряженное внимание зала. Вопреки нашим нетерпеливым ожиданиям, он вел себя очень хорошо и ничем не досадил ни хору, ни оркестру, ни, тем более, солистам.

В следующей сцене цветочница, горько рыдая, жалуется, что поэт к ней охладел. Мы думаем, что это от ветрености, но нет! Наоборот! Поэт признается  другу, что он страстно любит свою крошку Мими, но она умирает от чахотки, и его терзает совесть, что они живут в нищете. Поэтому вместо того, чтобы устроиться грузчиком и обеспечить любимой ежедневную вязанку дров и булочку, он бросает ее в надежде, что она заведет роман с богачом, который непонятно отчего польстится на умирающую нищенку. И что вы думаете? Таки нашелся виконт, разодевший ее в шелка и недолго катавший в своем ландо.

Но, верная оперному канону Мими, бросила его, вернулась в мансарду, где в той же бедности живут те же студенты, хрустальным голоском спела очаровательную прощальную арию, страстно поцеловала своего любовника, вызывая ужас у всех зрителей, знакомых с эпидемиологией, и умерла к общему сожалению.

Зал вежливо аплодировал. Некоторым солистам друзья принесли букет. У других в зале не оказалось друзей. Это было двести пятьдесят шестое представление Богемы на сцене Большого.

Уверяю вас - каждый оперный спектакль абсурден.  Только чудо заставляет нас иногда слушать оперу, задыхаясь от восторга. Вызывать на бис, отбивая ладони и идти домой в прекрасном настроении,  напевая какую-нибудь каватину. Собственно, это  чудо и называется искусством.
Tags: Театр, Эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments