Нелли Воскобойник (ottikubo) wrote,
Нелли Воскобойник
ottikubo

Педсовет

Двое пожилых людей сидели на лужайке у самой опушки леса. Причем расположились они не на садовой скамейке, а в удобных креслах. Один из них был гладко выбрит и одет в темную сутану грубой шерсти. Другой носил короткую бородку и щеголеватый камзол, из-под которого выглядывала тонкая рубаха с кружевным воротом и манжетами. Перед ними открывался пологий спуск, за которым простиралась долина с лоскутами цветущих садов, возделанных полей, темно-зеленых рощ и аккуратных виноградников. Дальше поблескивало море.
Человек в сутане говорил неторопливо: " Я в этом мире уже несколько сотен лет. Почти не помню, чем занимался до смерти. Даже имени своего не припоминаю"
- Ваше имя широко известно, монсеньор, почтительно отвечал второй. Я рад случаю побеседовать с Вами. Для меня это не только честь, но и надежда прояснить некоторые важные вопросы.
- Не знаю, чем могу служить вам, сударь, но буду рад любой возможности, - ответил монах. Многие годы, может быть даже столетия, я служил ангелом-хранителем. Оберегал достойных людей от недостойных поступков. А в последнее время меня волнуют вопросы воспитания детей. Кажется правильное воспитание - единственное, что может облегчить человеческую жизнь, если не до, то уж, наверное, после смерти. Возможно, при жизни я был учителем.
- Да, монсеньор, великим учителем. И я тоже учил детей. Зовите меня "Ян". Я, в отличие от многих, помню свое прошлое и по-прежнему интересуюсь тайной педагогики. Мне хочется послушать, что Вы думаете сегодня о воспитании детей.

Солнце стало беспокоить монаха. Он взглянул вверх и тотчас же в синем небе сгустилось небольшое белое облачко, бросающее тень на обоих собеседников.
- Я думаю, - сказал он,- что школы должны быть бесплатны и доступны детям из всех слоев общества. Необходимо учить сообразно возрасту и детскому разумению как духовным ценностям, так и наукам, а также математике, истории и естествознанию.
- Да, монсеньор, вы писали об этом, - кивнул Ян. - Но как? Как привлечь детское внимание и заменить естественное стремление ребенка к игре - стремлением к труду и знаниям?
- Разумная программа и искусство педагога учитывать разные характеры, темпераменты и способности школяров, - ответил монах. Нельзя запирать детей в помещении больше, чем на пять часов в день - их следует выводить на прогулки, позволять им играть, дети должны быть веселы. Следует поощрять их самостоятельность мышления и способности к самовыражению. Я бы устраивал школьные концерты и состязания. И частые каникулы.
- О да, монсеньор, - поклонился Ян. - То же самое вы делали в десятках школ, которые создали по всей Европе более пятисот лет назад. Но как справиться с детской ленью и упрямством? Что вы скажете о розге?
Священник поморщился
- Я не могу исключить ее полностью, но использовать следует не как повседневное средство, а только в совершенно чрезвычайных случаях и без жестокости, - ответил он. - А что, дон Хуан, мои школы давали хорошие знания?
- Лучшие из всех, какие доступны массовым школам, - твердо ответил он. Они существуют и по сей день. Однако, как это ни печально, Ваше имя запомнилось человечеству совсем по другому поводу. Мало кто помнит сегодня, что это Вы разделили детей по классам, так что ребенок учится постоянно с одними и теми же товарищами и не тратит душевных усилий, чтобы каждый год заново приспосабливаться к незнакомым соученикам. Вы придумали план урока, на котором любое продвижение вперед предваряется кратким повторением предыдущего урока. Поэтому даже тот, кто не выучил заданного, поймет новый материал. Вы потребовали от учителей сдержанности и благожелательности, как единственного способа научить тому же учеников. Вы создали прекрасные учебные программы и замечательную систему поощрения усердных и внимательных.
- Приятно слышать, - улыбнулся монах. - Напомните мне, дон Хуан, как меня звали на Земле?
- Игнатий Лойола, - ответил Ян с глубоким поклоном. - Генерал Игнатий Лойола*.
- Генерал - это смешно, - сказал монах. Он встал, поклонился собеседнику и неспешно начал спускаться  вниз по склону, к морю. Облачко послушно следовало за ним.


*Св. Игнатий Лойола - организатор и первый генерал католического ордена иезуитов

Tags: Медаль из коллекции, Мистика, После смерти
Subscribe

  • Роль

    Очень интересно, что бы со всеми нами было, если бы Наполеона убили на Аркольском мосту. Я не сторонник эффекта бабочки, но Наполеон не бабочка:…

  • Лексика

    Слова имеют обыкновение сцепляться намертво и на десятки лет переживают эпохи, их породившие. Они еще наполнены смыслом, но истаивают вместе…

  • Благословен судья праведный

    Неловко признаться, но я придерживаюсь правых взглядов. Неловко потому, что в нашей парадигме левые это высококультурное меньшинство. Его атрибуты:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Роль

    Очень интересно, что бы со всеми нами было, если бы Наполеона убили на Аркольском мосту. Я не сторонник эффекта бабочки, но Наполеон не бабочка:…

  • Лексика

    Слова имеют обыкновение сцепляться намертво и на десятки лет переживают эпохи, их породившие. Они еще наполнены смыслом, но истаивают вместе…

  • Благословен судья праведный

    Неловко признаться, но я придерживаюсь правых взглядов. Неловко потому, что в нашей парадигме левые это высококультурное меньшинство. Его атрибуты:…