В молодости я была довольно строптива. Мне казалось, что мою правоту можно доказать с несомненностью, если я буду выдвигать неопровержимые доводы. И на такие доводы я была мастерицей с юных лет. Я доказывала собеседнику, что он не прав, цепляясь к каждому его противоречивому предложению. Маму свою доводила этим до отчаянья. Она знала что правильно, а что нет, без всяких доводов. Когда я вышла замуж, желания доказать что-нибудь мужу у меня значительно поубавилось. Он участвовал только в первых двух-трех раундах, а потом начинал сердиться и говорил неопровержимую фразу: "Никаких доводов!" И тут мне оставалось или поссорится, или замолчать и, надувшись, смириться. С годами я стала относиться к словам с гораздо меньшим уважением. Смысл слов не так уж важен - гораздо важнее, кто говорит эти слова! Каждый слушал один и тот же насквозь знакомый монолог вроде "Быть или не быть" или "А судьи кто?" в исполнении хорошего актера и в исполнении соученика по драматическому кружку.. Смоктуновский или Лоуренс Оливье вызывют теми же затрепанными предложениями тревогу и тоску, и радость. А заурядный актер - только скуку и нетерпение. Мы любим, уважаем и даже почитаем людей не за то, что они говорят правильные слова. Даже наоборот: иногда мелькает мимолетная мысль - как такой умный человек может говорить банальности, или вообще нести вздор. Но человек куда важнее слова. И оратор действует на толпу не правотой своей, а чем-то другим, пожалуй даже низменным. Мы сначала верим ему, а потом уж его словам. Трудно вообразить, что должен сказать Насралла или Путин, чтобы я продумала: "Да! Он прав!!" Воспитывая детей, я стала использовать слова иначе. Однажды мой пятилетний сын - очень умный и развитый ребенок - спросил, как младенец появляется из живота беременной женщины. В те года, мода на откровенность с детьми еще не родилась и я твердо ответила, что женщину берут в больницу и там врачи знают, как достать ребенка, не причинив ни ему, ни матери никакого вреда. Сын задумался на секунду. И продолжил тему."Ну, хорошо, - сказал он - женщину в больницу. А как же лиса в лесу? Там ведь нет больниц, а лисята как-то родятся?" И тут я показала ребенку, что значит многлетний навык демагогии: "Ты меня удивляешь - сказала я ему - Я так занята, что после работы еле успеваю приготовить обед, даже поиграть с тобой у меня нет времени. Что ж ты думаешь, я буду бегать по лесу и выяснять, как лисы обходятся без акушерок??" И он признал свое поражение... Слова хорошо помогают уклоняться от ответа...